PURE DAC

Oversamplingless true DAC

line.gif (286 bytes)

Почему без передискретизации и цифровой фильтрации? Причин тому несколько:

 

Однако вернемся к представленному здесь варианту. Краткая история появления которого обязана некоторым анатомическим исследованиям поделок одной ну очень одиозной англо-японской конторы :))). Собственно оный ЦАП практически и не отличается от изделия этой уважаемой фирмы. Вот только с мой точки зрения его можно назвать "True" (TM), а не "Direct from CD" (TM) как на оригинале.

Суть этого самого "труе" состоит в том, что оригинал имеет такой прикол как сдвиг фазы аналогового сигнала между левым и правым каналами, зависящий от частоты этого сигнала.

Трудно поверить? Правда? Ведь разработчиком там не кто-нибудь, а сам Майкл Керстнер. Однако это так. Попробую Вас убедить:

Как известно отсчеты каналов передаются в цифровом виде  последовательно, первым передается левый канал, затем правый. Чтобы ЦАП сформировал ток соответствующий отсчету на выходе, нужно подать на м/с команду обновления и до следующей такой команды ЦАП будет сохранять значение этого тока. Оригинальное устройство загружает эти данные в ЦАПы обоих каналов, и выдает команду обновления каждый раз, когда загружается один из каналов.

Теперь собственно баг - по стандарту требуется загрузить данные левого и правого канала и выдать команду обновления правого и левого канала ОДНОВРЕМЕННО!!!

Классический случай описан Паулем Шкритеком в "Справочном руководстве по звуковой схемотехнике", издательство "Мир", глава 17.7.1 "Преобразователи Ц/А в мультиплексном режиме".

Цитата: "Если данные на ЦАП двух каналов поступают со сдвигом во времени на dT, то между каналами возникает сдвиг по фазе, зависящей от частоты: dF=360*f*dT". И далее: "В случае, когда оба канала обслуживает один (!) ЦАП , работающий с временным уплотнением, временной сдвиг в нормальных условиях составляет dT=T/2=11.3 мксек, что вызывает фазовый сдвиг между сигналами левого и правого канала dF=82 градуса на частоте 20кГц". (А на частоте 1кГц это соотвественно около 4 градусов, прим. авт.)

Сократить временной сдвиг можно:

  • применяя передискретизацию

  • применяя аналоговые фазовые фильтры

  • включив в один канал вторую (аналоговую) схему выборки-хранения

Последний способ использовался в "древних" проигрывателях CD, когда мультибитные ЦАП стоили очень дорого и иногда применяли один дорогой чип на два канала вместо пары. А готовую м/схему выборки-хранения можно найти среди продукции Analog Devices и Burr-Brown.

Я учел все вышесказанное и сделал ЦАП, свободный от этого недостатка без применеия "некрасивых" с точки зрения HiEnd способов. Замечу что с м/с типа AD1856 такой фокус не пройдет, при данной схемотехнике. Для нее нужно применить схему, задерживающую один цифровой отсчет, построенную на регистрах сдвига (это корпуса на 4-5 вылезет)

И вот что у меня получилось: 

 

Итак на плате видно.

  • CS8412 (ресивер) и входной трансформатор
  • Логическая микросхема, разделяющих общий поток данных от ресивера на ЦАПы правого и левого каналов
  • Постфильтр и преобразователь ток-напряжения и усилитель на лампе (ECC82) - все как и у оригинала
  • двухсегментные дискретные блоки питания для цифровой и аналоговой частей. CA3140E+AD680, диоды Шоттки в выпрямительных мостах (ну нет у меня других :))))

Тонкий момент - у оригинала цифровой ресивер питается от одного стабилизатора, у меня от разных (там ведь есть отдельное питание приемника RS-422). Специалисты Crystal рекомендую не экономить на стабилизаторах - говорят, что джиттер будет ниже.

Бурых я предал - поставил AD1851N-J (самый рулез). Допустим и апгрейд на AD1861 (18-бит). Можно использовать и продукцию Бурых - PCM51 и PCM61.

А это чуть ближе:

А это "обратная сторона Луны" :)))

Теперь о звуке. Прослушивание этого ЦАПа проводилось в одном из московских аудиосалонов. Состав системы: источник - C.E.C TL-51Z, усилитель SUGDEN (модель 21 кажется, довольно старая), акустические  системы - SonusFaber (полочники, на стойках), межкомпонентные, колоночные и цифровые кабели - AudioQuest.

Во-первых хочется отметить глубокий, великолепно проработанный и прекрасно очерченный бас. Как это ни страннно, но я не чувствовал, что акустика - полочная. Даже дома, когда я пробовал связку NAD-310 (не твикнутый) + Castle Severn 2SE, то с учетом особенностей усилителя (на выходе у него стоит емкость 4700 мкФ) и не слишком подходящего акустического оформления комнаты, претензий к басу не возникало.

Середина. Голос Гарика Сукачева с концертной записи в Олимпийском - ну как живой. Голос Нины Саймон (при прослушивании дома) бархатный и чувственный.

Верх. Можно назвать едва шероховатым, но  похоже  что это просто следствие проникновения ультразвука в усилитель. Лечится подбором кабеля.

Общие впечатления - лучший ЦАП из всех представленных на этих страницах. В отличие от прародителя AN1.1 капризов в совместимости с усилителями незамечен (для владельцев AN1.1 замечу, что выходные емкости нужно увеличить до 1-2 мкФ, против 0.47 мкФ в оригинале, тогда и проблем будет меньше).

На главную! >>>