PURE DAC Oversamplingless true DAC Почему без передискретизации и цифровой фильтрации? Причин тому несколько:
Однако вернемся к представленному здесь варианту. Краткая история появления которого обязана некоторым анатомическим исследованиям поделок одной ну очень одиозной англо-японской конторы :))). Собственно оный ЦАП практически и не отличается от изделия этой уважаемой фирмы. Вот только с мой точки зрения его можно назвать "True" (TM), а не "Direct from CD" (TM) как на оригинале. Суть этого самого "труе" состоит в том, что оригинал имеет такой прикол как сдвиг фазы аналогового сигнала между левым и правым каналами, зависящий от частоты этого сигнала. Трудно поверить? Правда? Ведь разработчиком там не кто-нибудь, а сам Майкл Керстнер. Однако это так. Попробую Вас убедить: Как известно отсчеты каналов передаются в цифровом виде последовательно, первым передается левый канал, затем правый. Чтобы ЦАП сформировал ток соответствующий отсчету на выходе, нужно подать на м/с команду обновления и до следующей такой команды ЦАП будет сохранять значение этого тока. Оригинальное устройство загружает эти данные в ЦАПы обоих каналов, и выдает команду обновления каждый раз, когда загружается один из каналов. Теперь собственно баг - по стандарту требуется загрузить данные левого и правого канала и выдать команду обновления правого и левого канала ОДНОВРЕМЕННО!!! Классический случай описан Паулем Шкритеком в "Справочном руководстве по звуковой схемотехнике", издательство "Мир", глава 17.7.1 "Преобразователи Ц/А в мультиплексном режиме". Цитата: "Если данные на ЦАП двух каналов поступают со сдвигом во времени на dT, то между каналами возникает сдвиг по фазе, зависящей от частоты: dF=360*f*dT". И далее: "В случае, когда оба канала обслуживает один (!) ЦАП , работающий с временным уплотнением, временной сдвиг в нормальных условиях составляет dT=T/2=11.3 мксек, что вызывает фазовый сдвиг между сигналами левого и правого канала dF=82 градуса на частоте 20кГц". (А на частоте 1кГц это соотвественно около 4 градусов, прим. авт.) Сократить временной сдвиг можно:
Последний способ использовался в "древних" проигрывателях CD, когда мультибитные ЦАП стоили очень дорого и иногда применяли один дорогой чип на два канала вместо пары. А готовую м/схему выборки-хранения можно найти среди продукции Analog Devices и Burr-Brown. Я учел все вышесказанное и сделал ЦАП, свободный от этого недостатка без применеия "некрасивых" с точки зрения HiEnd способов. Замечу что с м/с типа AD1856 такой фокус не пройдет, при данной схемотехнике. Для нее нужно применить схему, задерживающую один цифровой отсчет, построенную на регистрах сдвига (это корпуса на 4-5 вылезет) И вот что у меня получилось:
Итак на
плате видно.
А это чуть ближе:
А это "обратная сторона Луны" :)))
Теперь о звуке. Прослушивание этого ЦАПа проводилось в одном из московских аудиосалонов. Состав системы: источник - C.E.C TL-51Z, усилитель SUGDEN (модель 21 кажется, довольно старая), акустические системы - SonusFaber (полочники, на стойках), межкомпонентные, колоночные и цифровые кабели - AudioQuest. Во-первых хочется отметить глубокий, великолепно проработанный и прекрасно очерченный бас. Как это ни страннно, но я не чувствовал, что акустика - полочная. Даже дома, когда я пробовал связку NAD-310 (не твикнутый) + Castle Severn 2SE, то с учетом особенностей усилителя (на выходе у него стоит емкость 4700 мкФ) и не слишком подходящего акустического оформления комнаты, претензий к басу не возникало. Середина. Голос Гарика Сукачева с концертной записи в Олимпийском - ну как живой. Голос Нины Саймон (при прослушивании дома) бархатный и чувственный. Верх. Можно назвать едва шероховатым, но похоже что это просто следствие проникновения ультразвука в усилитель. Лечится подбором кабеля. Общие впечатления - лучший ЦАП из всех представленных на этих страницах. В отличие от прародителя AN1.1 капризов в совместимости с усилителями незамечен (для владельцев AN1.1 замечу, что выходные емкости нужно увеличить до 1-2 мкФ, против 0.47 мкФ в оригинале, тогда и проблем будет меньше).
|